Быть уверенным
(831) 428-77-00, 428-64-35

Консультации по рискам, связанным с коммерческой деятельностью

Каждый предприниматель сам определяет степень риска, на которую он готов пойти для получения прибыли. В основном озабоченность вызывают риски, связанные с невыполнением договорных отношений:
  1. Поставка товара или оказание услуги другому лицу на условиях частичной или полной отсрочки платежа,
  2. Предоплата другому лицу за поставляемый товар или оказанную услугу.
Растущее количество отрицательного опыта предпринимателя показывает, что есть много факторов, влияющих на эти риски.
Вот некоторые из них:
  • умысел недобросовестных участников рынка, стремящихся обманным путем получить аванс  или товар, для чего создаются компании-однодневки и предлагаются заведомо привлекательные коммерческие предложения и условия;
  • финансовая несостоятельность некоторых участников рынка в силу разных причин;
  • паразитирование и безответственность участников различных посреднических цепочек, не обладающих самостоятельными финансовыми средствами, товарами или услугами;
  • авантюризм и предпринимательская неспособность вести прибыльную хозяйственную деятельность большого количества участников рынка (рыночный планктон);
  • зависимость определенных групп участников рынка от макроэкономических и политических факторов, например фискальной политики государства, кредитной ставки, результатов сбора урожая и т.д.
В период накопления капитала и становления бизнеса предприниматель готов рисковать и часто принимает решения интуитивно, полагаясь на помощь своей путеводной звезды и всемогущий интернет.

Интернет облегчает предпринимателю поиск сбыта и предложений, однако многократно увеличивает риски. В интернете предприниматель может попасть под воздействие аферистов и мошенников, привлекающих к себе необычайно выгодными предложениями. Расчет недобросовестных «партнеров» прост: предвкушение быстрой прибыли может возобладать над осторожностью. Встречаются и другие способы обмана, например, компания-контрагент без промедления делает 100% предоплату пробной партии товара и сразу же предлагает взять на реализацию многократно большее количество товара, за который не заплатит.

Интернет наводнен виртуальными фирмами, которые не зарегистрированы в ФНС как юридические лица. В адресе офиса они указывают только номер дома, дают номера стационарного телефона, однако позвонить им можно лишь на мобильный номер. Договорившись о предоплате, менеджер такой виртуальной фирмы предлагает для подписания договора реквизиты другой компании, как правило с подставным директором, со счета которой деньги бесследно исчезают, а менеджер перестает отвечать на звонки.

Регулярно заключаются договоры с компаниями лишь на основе переговоров по телефону и электронной почте, когда предприниматель даже не удосуживается посетить офис контрагента и убедиться в его фактическом состоянии. В результате лицо, якобы подписавшее договор и ответственное перед законом, часто оказывается далеким от бизнеса в прямом и переносном смысле, т.к. вообще не работает или проживает в другом городе.

Получив некоторый отрицательный опыт, предприниматель начинает использовать для проверки контрагента различные источники информации, имеющиеся в свободном доступе. Прежде всего, он может навести справки у знакомых, может поискать информацию в интернете на специализированных форумах. А главное, воспользоваться очень полезными информационными порталами государственных органов: ФНС, Арбитражного суда, Службы судебных приставов. Такая проверка на начальном уровне не всегда эффективна, особенно когда проверяемое юридическое лицо создано лишь недавно или имеет очень распространенное название.

Если предприниматель хочет повысить уровень своей защиты, он возлагает обязанности по снижению риска на юриста, который может предусмотреть в договоре все возможные риски, но не способен вернуть предпринимателю образовавшуюся дебиторскую задолженность, например, когда можно контрагента обанкротить, но взять с него нечего. Еще чаще должника суд обанкротить не может, т.к. на эту процедуру нужны средства.

Возникает вопрос идентификации людей, являющихся участниками проверяемого юридического лица.

Предприниматель может взять в штат сотрудника безопасности, в обязанности которого входит "пробивать" потенциальных контрагентов, т.к. такой сотрудник часто из "бывших" и имеет связи в органах внутренних дел. Однако компетенций такого сотрудника бывает недостаточно.

Возникают вопросы по анализу фактической финансово-хозяйственной деятельности контрагента, по выявлению активов, которыми он может отвечать по договору и т.д.

А это значит, что нужно обращаться к профессионалам.